Решение Шадринской городской Думы Курганской области от 21.11.2013 N 571 "Об утверждении Положения "О правовых актах Шадринской городской Думы"



ШАДРИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. № 571

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ "О
ПРАВОВЫХ АКТАХ ШАДРИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ"

В целях совершенствования порядка подготовки и оформления правовых актов Шадринской городской Думы, обеспечения единого подхода к организации делопроизводства и документооборота и на основании статьи 31 Устава муниципального образования - город Шадринск Шадринская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение "О правовых актах Шадринской городской Думы".
2. Настоящее Решение вступает в законную силу с момента его подписания.

Председатель
Шадринской городской Думы
Е.Б.СТЕБЛЕВ





Утверждено
Шадринской городской Думой
Решение от 21 ноября 2013 г. № 571

ПОЛОЖЕНИЕ "О ПРАВОВЫХ АКТАХ
ШАДРИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ"

Статья 1. Общие положения

1.1. Шадринская городская Дума принимает в пределах своих полномочий нормативные и ненормативные правовые акты в форме решений (далее - правовые акты).
1.2. Любой нормативный правовой акт должен иметь свою концепцию. Концепция должна определять основные цели нормативного правового акта: решение новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования; устранение имеющихся пробелов, устаревших предписаний и противоречий; множественности актов по одним и тем же вопросам.
Нормативные правовые акты принимаются Шадринской городской Думой с целью:
1) формирования нормативной правовой базы муниципального образования - город Шадринск;
2) нормативного регулирования различных сторон экономической и социальной жизни на территории муниципального образования;
3) реализации Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законов Курганской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Курганской области, Устава муниципального образования - город Шадринск.
1.3. Подготовка и оформление проектов правовых актов Шадринской городской Думы производятся в порядке, установленном Положением о Шадринской городской Думе и настоящим Положением.
1.4. Проекты правовых актов вносятся в Шадринскую городскую Думу субъектами правотворческой инициативы. Правом правотворческой инициативы обладают депутаты Шадринской городской Думы, Глава города Шадринска - Глава Администрации города Шадринска, постоянные депутатские комиссии, структурные подразделения Администрации города Шадринска, жители города Шадринска, прокурор.
1.5. Одновременно с проектом решения в Шадринскую городскую Думу разработчиком проекта представляются:
1.5.1. сопроводительное письмо на имя председателя Шадринской городской Думы, содержащее сведения о докладчике по вносимому проекту. Замена ранее заявленного докладчика осуществляется по предварительному письменному уведомлению председателя Шадринской городской Думы, не позднее чем за 1 рабочий день до дня заседания Шадринской городской Думы, либо постоянных депутатских комиссий;
1.5.2. пояснительная записка к проекту, содержащая обоснование необходимости его принятия, перечень решений Шадринской городской Думы, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или отмене в связи с принятием данного правового акта, сведения о состоянии действующего законодательства в данной сфере правового регулирования;
1.5.3. финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого требует материальных затрат);
1.5.4. заключение Главы города Шадринска - Главы Администрации города Шадринска, в случае внесения проекта решения по вопросам бюджета, налогов и сборов, а также предусматривающего расходы из бюджета города Шадринска;
1.5.5. перечень правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного проекта, если реализация проекта требует принятия правовых актов.
1.6. Правовой акт состоит из реквизитов, текстовой части и может иметь приложения.
В виде приложения оформляются программы, положения, порядки, планы, нормы, требования, обращения, отчеты, списки, состав комиссии, перечни, таблицы и другие подобные документы, которые предлагается утвердить, принять, согласовать готовящимся проектом правового акта Шадринской городской Думы.
Приложения к правовому акту являются его неотъемлемой частью.
1.7. Проект правового акта имеет следующие реквизиты:
1.7.1. изображение герба города;
1.7.2. наименование органа местного самоуправления - Шадринская городская Дума;
1.7.3. наименование вида акта - решение;
1.7.4. дата и порядковый (регистрационный) номер правового акта;
1.7.5. заголовок правового акта - название акта указывает на предмет регулирования документа и во многом определяет его содержание;
1.7.6. текст правового акта, который является содержательной частью юридического документа;
1.7.7. подпись лица (лиц), официально уполномоченного (уполномоченных) подписывать правовые акты, с указанием его должности (в соответствии с Уставом муниципального образования - город Шадринск, приводится без сокращений), фамилии и инициалов.
Подписание акта неправомочным лицом влечет недействительность акта в связи с отсутствием юридической силы;
1.7.8. визы - проект правового акта, представленный в Шадринскую городскую Думу, должен быть завизирован в соответствии с требованиями Положения о Шадринской городской Думе и настоящим Положением.
1.8. Текст нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики русского языка. Перенос слов в проекте правового акта не допускается.
1.9. Наименование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных органов и организаций и их структурных подразделений, а также должностей соответствующих должностных лиц воспроизводится в проекте правового акта в точном соответствии с их официальным наименованием (полным, сокращенным или условным), предусмотренным положением (уставом или иным официальным документом).
1.10. Термины, используемые в правовом акте, должны употребляться в проекте только в одном значении и в соответствии с терминологией, принятой в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, когда самим проектом правового акта предусматривается изменение ранее принятой терминологии.
Не допускается обозначение в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте.
В случае необходимости использования в проекте правового акта малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов в тексте документа дается их развернутое определение.
Толкование данных терминов может быть осуществлено в отдельной статье проекта правового акта.
1.11. В правовых актах не допускается содержание коррупциогенных факторов.

Статья 2. Требования к оформлению правовых актов

2.1. Проекты правовых актов Шадринской городской Думы оформляются на бланках установленной формы, которые имеют обязательные реквизиты, расположенные в установленном порядке. Бланки правовых актов изготавливаются на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210 x 297 мм).
Правовые акты оформляются на бланках в соответствии с ГОСТом Р6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
2.2. Текст правового акта располагается от левого края листа на расстоянии - 30 мм, от правого - 10 мм, от верхнего - 20 мм, от нижнего - 20 мм. Начало абзаца устанавливается на расстоянии 15 мм от левой границы текстового поля правового акта.
Печатание правового акта производится с использованием компьютерной и машинописной техники.
Правовой акт, подготавливаемый для внесения в Шадринскую городскую Думу, печатается в текстовом редакторе Word for Windows с использованием шрифта Times New Roman № 12.
Для выделения части текста документа, заголовка, примечания могут использоваться полужирное начертание, курсив, подчеркивание или смещение относительно границ основного текста.
Текст проекта правового акта печатается на одной (лицевой) стороне листа.
2.3. Реквизиты правового акта отделяются друг от друга 2-мя межстрочными интервалами.
Изображение герба города размером 18 x 30 мм располагается над следующими реквизитами "Российская Федерация"; "Курганская область"; "Муниципальное образование - город Шадринск"; "Шадринская городская Дума", которые печатаются один под другим с одним интервалом шрифтом Times New Roman № 12 и выравниваются по центру.
Обозначение вида правового акта выражается словом "РЕШЕНИЕ", отделяется от предыдущего реквизита одним одинарным межстрочным интервалом, печатается прописными буквами шрифтом Arial № 22 и выравнивается по центру. Буквы в слове "РЕШЕНИЕ" печатаются вразрядку (вразбивку).
Дата и номер правового акта отделяется от наименования вида акта 2-мя одинарными межстрочными интервалами.
Дата и номер решения Шадринской городской Думы располагаются на одном уровне с левой стороны документа, печатаются шрифтом Times New Roman № 12.
Дата издания правового акта оформляется цифровым способом в местах, установленных для реквизитов даты. При этом после написания цифр соответствующего года обозначение "г." не используется.
Порядковый номер правового акта определяется в соответствии с очередностью его принятия и присваивается ему после подписания уполномоченными лицами.
Заголовок правового акта должен быть точным, предельно кратким, четким и отражать содержание документа.
Заголовок правового акта отделяется от предыдущего реквизита (дата и номер) 2-мя одинарными межстрочными интервалами и печатается с прописной буквы без кавычек с одинарным межстрочным интервалом и абзацным отступом. Заголовок пишется по центру текстового поля документа. Точка в конце заголовка не ставится.
Текст правового акта отделяется от заголовка 2-мя одинарными межстрочными интервалами и печатается шрифтом Times New Roman № 12 через один межстрочный интервал. Вторая и последующие страницы правового акта должны быть пронумерованы.
Номер страницы проставляется посередине верхнего поля листа без слова "страница" ("стр.") и знаков препинания.
Текст печатается от левой границы текстового поля документа и выравнивается по левой и правой границам текстового поля документа (выравнивание по ширине). Первая строка абзаца начинается с абзацного отступа на расстоянии 15 мм от левой границы текстового поля документа.
Подпись является обязательным реквизитом правового акта. В состав подписи входят: наименование должности лица органа местного самоуправления, подписавшего правовой акт, личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия). Не допускается подписывать правовой акт с предлогом "за" и проставлением косой черты перед наименованием должности.
Подпись отделяется от текста 2-мя одинарными межстрочными интервалами.
Все решения Думы подписываются председателем Шадринской городской Думы. Его подпись располагается с левой стороны листа.
В зависимости от юридической техники оформления решения Главой города Шадринска может быть подписан либо непосредственно нормативный правовой акт (если он структурно выделен в самостоятельный документ), или же вместе с председателем Думы принятое Шадринской городской Думой решение в целом, если нормативный компонент в принятом акте содержится, но структурно не обособлен. При этом подпись Главы города Шадринска располагается на правой стороне листа, на одном уровне с подписью председателя Шадринской городской Думы.

Статья 3. Структура нормативного правового акта

3.1. Структура и содержание проекта правового акта должны с наибольшей полнотой отражать предмет его правового регулирования и обеспечивать логическое развитие вопроса, согласованность и не допускать противоречий с другими нормативными актами, действующими в данной области, облегчать его правильное понимание и дальнейшую реализацию.
3.2. Наименование правового акта (заголовок) должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования, должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, отвечать на вопрос "О чем?", правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию правового акта определить его основное содержание.
3.3. Текстовая часть правового акта может подразделяться на преамбулу (вводную, констатирующую часть) и постановляющую (резолютивную) часть, состоящую из структурных единиц.
3.4. Преамбула (введение) - самостоятельная часть правового акта, которая определяет его задачи, содержит обоснование принятия акта, фактические обстоятельства, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для издания акта, а в случае необходимости, ссылки на законы и иные акты, в соответствии с которыми принимается правовой акт.
Преамбула: не содержит самостоятельных нормативных предписаний; не делится на пункты; не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта; не формулирует предмет регулирования решения; не нумеруется.
Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается.
Преамбула всегда предваряет текст правового акта. При этом структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.
В преамбуле ссылки на нормативные акты делаются в соответствии с их иерархией (принципом верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой). В преамбуле указываются все реквизиты упоминаемых актов: дата, номер и название (заключенное в кавычки) правового акта, на который идет ссылка. Дата издания правового акта (на который идет ссылка) оформляется цифровым способом - арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляются двумя парами цифр, разделенных точкой, год - четырьмя цифрами.
Допускается не упоминать дату и номер общеизвестного (основополагающего) федерального (или федерального конституционного) закона. Например: Жилищный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ. Допускается, в случае необходимости, делать ссылки на конкретные статьи (пункты) правового акта.
Преамбула всегда заканчивается словами: "...Шадринская городская Дума решила:". Слово "решила" пишется строчными буквами шрифтом такого же размера, как и весь текст (Times New Roman № 12). Переносить слова "Шадринская городская Дума решила:" на отдельную строку не требуется.
3.5. Постановляющая часть правового акта, как правило, подразделяется на пункты, подпункты и абзацы.
3.6. Пункты имеют единую (сквозную) для всего акта нумерацию, нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Пункты постановляющей части пишутся с начала новой строки с отступом 15 мм и должны содержать краткость пунктов, не допускающих различных толкований; конкретность; отвечать на вопросы: кто обязан осуществить предписываемые мероприятия, что сделать (наименование мероприятий) и в какие сроки; перечень правовых актов, которые требуют отмены или внесения изменений, дополнений.
Как правило, пункты постановляющей части правового акта располагаются в следующей последовательности:
1) пункты об утверждении правовых актов других видов (устава, программ, положений, порядков, инструкций, правил и иных нормативных правовых актов);
2) пункты, устанавливающие нормы права;
3) пункты, содержащие поручения;
4) пункты, изменяющие ранее установленные правовые нормы;
5) пункты, отменяющие ранее установленные нормы права;
6) о сроках и порядке вступления правового акта в силу;
7) о возложении контроля за исполнением правового акта.
3.7. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами со скобкой: 1), 2), 3).
Подпункты постановляющей части пишутся с начала новой строки с отступом от левого края поля.
3.8. В постановляющей части правового акта нормативные предписания излагаются в последовательности, обеспечивающей правильное их понимание и применение правового акта.
Каждый пункт постановляющей части должен начинаться с глагола.
3.9. В проекте правового акта четко излагается содержание вводимых нормативных предписаний.
Пункт проекта правового акта должен содержать одно нормативное предписание. Несколько нормативных предписаний помещаются в один пункт в исключительных случаях, когда это необходимо для их правильного понимания и применения. В иных случаях такие предписания рекомендуется излагать в подпунктах.
Каждое предписание проекта нормативного правового акта формулируется так, чтобы исключалась возможность неоднозначного его толкования.
Нормативные предписания формулируются с целью совершенствования всех ранее изданных нормативных правовых актов по данному предмету правового регулирования, взаимной их увязки и устранения множественности нормативных правовых актов по одному и тому же предмету правового регулирования.
Для этого, при внесении изменений и дополнений в ранее изданные правовые акты, в проекте разрабатываемого нормативного правового акта:
а) нормативные предписания располагаются в логической последовательности, унифицируется используемая в нем терминология и стиль изложения;
б) заменяются все устаревшие и утратившие значение термины, названия и другие выражения;
в) объединяются в один пункт (подпункт) все однородные, повторяющиеся, конкретизирующие и дополняющие друг друга нормативные предписания;
г) дается новая редакция пунктов (подпунктов);
д) исключаются нормы, противоречащие изданным нормативным правовым актам, практически утратившие значение, временные нормы, срок действия которых истек, а также нормативные предписания индивидуального характера.
3.10. Положения, предусматривающие изменение, признание утратившими силу или особенности применения ранее принятых правовых актов, включаются непосредственно в проект правового акта либо оформляются в виде отдельных проектов правовых актов о внесении изменений в ранее принятые правовые акты.
Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый правовой акт, должны соответствовать структуре основного правового акта.
3.11. Нормативные предписания порученческого характера, предназначенные одному исполнителю (одним исполнителям), в тексте проекта нормативного правового акта группируются в один пункт.
3.13. Правовые акты должны содержать в себе норму о вступлении в силу.
Данным пунктом правового акта может быть предусмотрено вступление в силу:
1) со дня принятия;
2) со дня официального опубликования;
3) с определенной календарной даты;
4) по истечении определенного времени со дня принятия, опубликования.
Датой вступления решения Шадринской городской Думы в силу, имеющего нормативный характер, является дата его официального опубликования, если правовым актом не установлен иной срок вступления его в силу.
Датой вступления решения Шадринской городской Думы в силу, не имеющего нормативного характера, является дата его принятия на заседании Шадринской городской Думы, если в самом акте не установлен иной срок вступления в силу.
3.14. Пункт о возложении контроля за исполнением правового акта пишется последним.
В отдельных случаях правовой акт может не содержать пункт о возложении контроля.
3.15. При наличии приложения к решению Шадринской городской Думы в тексте на них обязательно делается ссылка.

Статья 4. Требования, предъявляемые
к оформлению приложений к проектам правовых актов

4.1. К проекту решения Шадринской городской Думы прилагаются утверждаемые им правовые акты (устав, программы, положения, планы, правила, порядок, методика, регламент, инструкции и тому подобное), а также другие материалы в виде перечней, обращений, списков, мероприятий, таблиц, образцов документов, графиков, схем, бланков и иных документов, необходимых для надлежащего применения правового акта (далее - приложения).
В этих случаях в предписания проекта правового акта включается указание на данное приложение.
Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Если в постановляющей части правового акта содержится формулировка: "Утвердить Положение (Устав, Программу, Порядок, Состав комиссии, Перечень мероприятий или иной документ нормативного характера)...", то в правом верхнем углу первого листа прилагаемого документа перед его заголовком пишется прописными буквами слово "УТВЕРЖДЕНО" или "УТВЕРЖДЕН", ниже через одинарный межстрочный интервал дается ссылка на правовой акт, его дату и номер,
Например:
УТВЕРЖДЕНО
решением Шадринской городской Думы
от ____________ № ____
Слова "УТВЕРЖДЕНО" и "УТВЕРЖДЕН" согласуются в роде и числе с первым словом наименования приложения.
Если в тексте правового акта делается ссылка: "... согласно Приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется с прописной буквы слово "Приложение", ниже через одинарный межстрочный интервал дается ссылка на правовой акт, его дату и номер.
При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами, перед которыми значок "N" не проставляется.
Например:
Приложение 1
к решению Шадринской городской Думы
от ____________ № ____
Все составные части реквизита после слов УТВЕРЖДЕНО печатаются без кавычек строчными буквами через одинарный интервал и центрируются относительно самой длинной строки.
Длина строки не должна превышать 50 печатных знаков и ограничивается правым полем документа.
4.2. Приложения к проектам правовых актов печатаются на отдельных листах бумаги.
Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании текста приложений идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов правового акта. Листы приложения нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа.
4.3. Заголовок к тексту приложения отделяется от реквизитов приложения (утверждения) 2 одинарными межстрочными интервалами и печатается центрованным способом.
Название приложения печатается через одинарный межстрочный интервал.
Текст приложения отделяется от заголовка 2 одинарными межстрочными интервалами и печатается шрифтом Times New Roman № 12 через одинарный межстрочный интервал.
4.4. Деление приложения на структурные единицы.
Каждое приложение характеризуется определенной последовательностью изложения материала, что проявляется в обязательном его структурировании.
Приложения подразделяются на разделы, главы, статьи, части (статей), пункты, подпункты, абзацы.
4.5. В приложениях к правовым актам Шадринской городской Думы, оформляемых виде Положения, нормативные предписания излагаются, как правило, в виде статей, имеющих порядковый номер.
Статьи Положения подразделяются на части, имеющие порядковый номер. Части статей могут подразделяться на пункты и подпункты. При необходимости части, пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы.
Статьи приложения могут объединяться в главы. Главы приложения могут объединяться в разделы. Раздел, глава приложения правового акта подразделяются, как правило, не менее чем на две структурные единицы.
Структура приложения к правовому акту и необходимость включения в него тех или иных структурных единиц текста определяются исходя из объема и содержания приложения.
4.6. Обозначение и наименование разделов, если они имеются, печатаются по центру страницы одно под другим и отделяются от предыдущего заголовка или текста 1 (одним) одинарным межстрочным интервалом.
Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование. Точка в конце заголовка не ставится.
Вводить структурную единицу "раздел", если в приложении нет глав, не следует.
4.7. Глава нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование, отражающее в краткой форме ее содержательную часть.
Заголовки глав выравниваются по центру текстового поля листа с учетом абзацного отступа. Наименование главы пишется в одну строку с обозначением номера главы с прописной буквы первое слово и имена собственные, входящие в наименование. После обозначения номера главы ставится точка. Точка в конце заголовка не ставится.
Обозначение и наименование глав отделяются от предыдущего заголовка или текста 1 (одним) одинарным межстрочным интервалом.
4.8. Статьи, части (статей), пункты, подпункты, абзацы располагаются в последовательности, обеспечивающей логическое развитие темы, переход от общих положений к конкретным. Статьи могут оформляться как с наименованиями, так и без наименований.
Статья приложения к правовому акту:
1) является его основной структурной единицей;
2) имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
3) имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование статьи печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка. Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится, и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
4.9. Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой: 1); 2); 3).
4.10. В приложениях к правовым актам Шадринской городской Думы, оформляемых в виде программы, правил, инструкции, нормативные предписания излагаются в виде разделов и пунктов, имеющих порядковый номер.
В программах, правилах, инструкциях и других подобных документах разделы нумеруются арабскими цифрами и должны иметь названия в соответствии с общим порядком подготовки проектов правовых актов. При этом в заголовке слово "раздел" не пишется.
В указанных документах нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.
Использование дефисов (символов "-") или иных специальных символов при более мелком делении подпунктов не допускается.
Порядок подготовки проекта Программы соответствует общему порядку подготовки приложений к проекту правовых актов, изложенных в настоящем разделе Положения.
Отличительной особенностью подготовки комплексных программ является особенная структура документа, которая определяется специальными правовыми актами.
4.11. Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками. Текст таблицы может быть напечатан через одинарный межстрочный интервал.
Если таблицу печатают более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.
Допускается также сквозная нумерация всех граф таблицы арабскими цифрами. При этом при переносе таблицы на вторую и последующие страницы в начальной строке перенесенной части таблицы указывается строка с нумерацией граф.
4.12. Целесообразно избегать включения в правовой акт примечаний к пунктам, главам, разделам или правовому акту в целом.
Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных частей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
4.13. Страницы приложения к правовому акту оформляются, как правило, в книжной ориентации.
Допускается оформление страниц приложения в альбомной ориентации в случаях, когда размера текстового поля недостаточно для размещения всех граф таблицы в книжной ориентации. При этом в альбомной ориентации оформляется весь документ, а не отдельный его раздел (глава).
4.14. Нормативные правовые акты, являющиеся приложениями к основному правовому акту, также могут иметь приложения.
В реквизитах приложения к нормативному правовому акту, изданному в виде устава, программы, положения, инструкции и правил, необходимо указывать полное и точное наименование основного (базового) документа.
Например:
Приложение
к Положению о Шадринской городской Думе
4.15. Нумерация структурных единиц приложения (разделов, глав и других структурных единиц приложения) должна быть сквозной.
Недопустима отдельная нумерация пунктов каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Нежелательно изменять нумерацию разделов, глав, пунктов и буквенное обозначение подпунктов правового акта при внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта.
Если дополнения вносятся в конец правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, пунктов.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
Если правовой акт дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми обозначениями.

Статья 5. Порядок употребления ссылок

5.1. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
В тексте правового акта наряду с пунктами, предусматривающими решение того или иного вопроса, могут содержаться пункты, отсылающие к положениям данного правового акта (отсылочные), а также пункты, отсылающие к положениям других нормативных актов (бланкетные).
Отсылочные и бланкетные пункты используются в правовом акте в исключительных случаях. В отсылочных пунктах следует точно указывать соответствующие положения данного правового акта. В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих нормативных актов, дату их подписания и номер.
5.2. Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты, законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты, правовые акты недопустимы.
5.3. При необходимости сделать ссылку в правовом акте на законодательный акт или правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности:
1) вид правового акта или законодательного акта;
2) дата его подписания;
3) регистрационный номер;
4) наименование нормативного правового акта или законодательного акта.
При отсутствии номера правового акта или законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование.
При ссылках на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт или правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Обозначения разделов, глав, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Статья 6. Внесение изменений в правовые акты

6.1. Внесением изменений считается:
1) замена слов, цифр;
2) исключение слов, цифр;
3) новая редакция структурной единицы правового акта;
4) дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
5) дополнение структурными единицами нормативного правового акта;
6) приостановление действия правового акта или его структурных единиц.
Следует обратить внимание на то, что исключению подлежат слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц правового акта, тогда как структурные единицы правового акта, в том числе абзацы, подлежат признанию утратившими силу.
Исключение не влечет за собой каких-либо последующих действий, а при признании утратившей силу структурной единицы правового акта в обязательном порядке признаются утратившими силу в виде отдельных позиций все изменения, вносившиеся в данную структурную единицу.
6.2. При внесении изменений в правовой акт обязательно указываются вид акта, дата принятия акта, его регистрационный номер, наименование.
6.3. Независимо от конкретного содержания правового акта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурной единицы правового акта, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.
Слово "изменение" в соответствующем числе поглощает понятия "дополнение", "новая редакция".
6.4. При внесении изменения в правовой акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений.
Внесение изменений в правовой акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
6.5. При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение может находиться.
6.6. При дополнении пункта правового акта подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце пункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых подпунктов.
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции правового акта.
6.7. Дополнение структурных единиц пункта абзацами.
В целях сохранения структуры пункта:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы пункта нормативного правового акта, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
6.8. Новая редакция нормативного правового акта в целом, как правило, не допускается.
Шадринская городская Дума принимает новый правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта в случаях, если:
1) при подготовке правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в несколько ранее изданных правовых актов или наличие по одному и тому же предмету правового регулирования нескольких ранее изданных правовых актов, в целях их упорядочения разрабатывается новый единый правовой акт.
При этом в проект такого правового акта включаются как новые, так и сохраняющие свою силу нормативные предписания, содержащиеся в ранее изданных правовых актах;
2) необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
3) необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
4) сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;
5) необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
Изложение правового акта в новой редакции, так же как и изложение в новой редакции его структурной единицы, не является основанием для признания утратившими силу предыдущей редакции правового акта или промежуточных редакций структурных единиц.
6.9. Если ранее изданный правовой акт в основном сохраняет свое значение, и требуется лишь изменить отдельные его нормативные предписания либо дополнить его новыми нормами, в проекте разрабатываемого правового акта приводится новая редакция изменяемых пунктов (подпунктов, абзацев), или излагаются новые пункты (подпункты, абзацы), которыми он должен быть дополнен.
Структурная единица правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
1) необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
2) неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы нормативного правового акта.
6.10. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего правового акта, а не является приложением к нему.
Юридическая сила приложений тождественна юридической силе правового акта, к которому они относятся, поэтому нет никакой разницы в оформлении внесения изменений в правовой акт и в приложение к нему.
6.11. При необходимости внесения изменений в прилагаемую к правовому акту таблицу последняя, как правило, прилагается к проекту разрабатываемого правового акта в новой редакции, либо в новой редакции представляется отдельный блок (раздел) таблицы.
При необходимости внесения в таблицу незначительного количества изменений указывают в качестве координат изменяемых положений как строку, так и графу изменяемой таблицы. При этом указывается полное наименование соответствующих строк и граф.
6.12. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
6.13. Нормативные предписания о внесении изменений в ранее изданные правовые акты, о признании утратившими силу правовых актов Шадринской городской Думы структурно помещаются в конце проекта правового акта перед пунктом о вступлении правового акта в силу.

Статья 7. Оформление пояснительной
записки к проекту правового акта

7.1. Пояснительная записка к проекту правового акта оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты:
наименование вида документа - "Пояснительная записка" - печатается ниже верхней границы текстового поля и выравнивается по центру;
заголовок отделяется от наименования вида документа одним межстрочным интервалом, печатается строчными буквами через одинарный интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится;
в заголовке к тексту указывается полное название правового акта, к которому подготовлена пояснительная записка.
Например:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту решения Шадринской городской Думы
"Об утверждении Положения о Шадринской городской Думе"

7.2. Текст должен содержать обоснование необходимости принятия правового акта, включающее развернутую характеристику правового акта, его целей, основных положений, месте в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.
7.3. На лицевой стороне последнего листа пояснительной записки проставляется подпись автора проекта правового акта.
Подпись отделяется от последней строчки пояснительной записки 2-мя межстрочными интервалами.
Подпись автора проекта правового акта, включающая наименование должности, личную подпись, его инициалы и фамилию, пишется в одну строку и располагается по центру текстового поля.

Статья 8. Лист согласований

8.1. Согласование осуществляется в форме визирования первого экземпляра проекта правового акта.
Сбор виз осуществляется лицом, ответственным за подготовку проекта правового акта. Виза включает в себя название должности, фамилию, подпись визирующего и дату согласования.
Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа проекта правового акта. Место, предназначенное для подписи, не подчеркивается.
Подпись председателя Шадринской городской Думы или Главы города Шадринска всегда размещается на лицевой стороне последнего листа правового акта.
8.2. В случае возникновения разногласий делается соответствующая запись в проекте правового акта, а особое мнение излагается на прилагаемом отдельно листе.
8.3. Лица, ответственные за подготовку проекта правового акта, обязаны рассмотреть все поступившие замечания и предложения и с их учетом доработать текст проекта правового акта.

Председатель
Шадринской городской Думы
Е.Б.СТЕБЛЕВ


------------------------------------------------------------------